Ждет родной берег

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Ждет родной берег 1 Сен 2016

Ждет родной берег

Баранов Виталий Сергеевич – заместитель генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» по работе с Северо-Курильским филиалом – директор филиала.

Тема поставок дальневосточной рыбы в центральные регионы страны постоянно находится в фокусе общественного внимания. Рыбная отрасль была и остается в числе важнейших драйверов роста экономики дальневосточных регионов.

ФГУП «Нацрыбресурс», во исполнение поручений Президента России В.В. Путина, вносит свой вклад в решение задачи по развитию инфраструктуры для поставок отечественной рыбы потребителю. Базовый элемент этой инфраструктуры — причальные сооружения.

ФГУП "Нацрыбресурс" на сегодняшний день является специализированной структурой Федерального агентства по рыболовству, обеспечивающей интересы государства в рыбной отрасли. Управляя государственным имуществом, Предприятие обеспечивает восстановление в морских портах центров по обслуживанию судов рыбопромыслового флота, приему и хранению рыбопродукции. 

В составе Предприятия есть небольшой, но значимый для отрасли объект - морской терминал Северо-Курильск на острове Парамушир. Этот порт расположен в районе сосредоточения запасов морских биоресурсов, здесь ведется активная промысловая деятельность.  В среднем по году в Терминал осуществляют заход не менее 50 различных судов от рыболовных шхун до крупных рефтранспортов, число судозаходов-выходов в год варьируется от 3500 до 4000. Ежегодный объем перевалки грузов в порту составляет не менее 80 000 тонн грузов, из них 75 % приходится на рыбу-сырец и готовую рыбную продукцию. Кроме того, через порт осуществляется снабжение единственного на острове населенного пункта, города Северо-Курильск, всем необходимым (топливом, продуктами и т.д.).

Деятельность ФГУП «Нацрыбресурс» в Северо-Курильске началась после получения на баланс 5 причалов в 2008 году. С этого момента наступил продолжительный период судебных разбирательств с арендаторами причалов, которые практически за ними никак не следили, и дело шло к разрушению этих портовых сооружений. ФГУП приступил к самостоятельной эксплуатации только в 2013 году, после принятия гидротехнических сооружений от Арендатора во исполнение решения суда. Запускать производственный процесс в такой ситуации достаточно тяжело, долго и затратно!

Получение в ведение имущественного комплекса принесло ряд проблем. Полностью отсутствовала документация, позволяющая определить истинное техническое состояние причалов и дальнейший режим их эксплуатации. Не было специалистов, которые отвечали за техническое состояние причалов, из-за этого часть объектов была непригодна для эксплуатации.

  


На причалах отсутствовало электричество и освещение, ливневая канализация была засорена так, что вода после дождя стояла по колено, отсутствовало маячное обеспечение деятельности флота. В некоторых местах образовались ямы глубиной до 2-х метров. Система подачи воды на морские суда оказалась предельно изношена и не подлежала восстановлению. Были утрачены отбойные устройства, необходимые для безопасной стоянки судов.


Бесхозная территория превращалась в свалку отходов и мусора, на котором хранились бочки с отработанным топливом, бутылки, ветошь, порванные снасти. И это не исчерпывающий перечень проблем, с которыми столкнулись сотрудники ФГУП «Нацрыбресурс».


Необходимо отметить, что в период с 2000 по 2010 годы в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов» проводилась реконструкция на 2-х причалах. На это было потрачено порядка 800 млн. рублей бюджетных средств. После реконструкции причал должен исправно служить не менее 25 лет при нормальном содержании.  А на самом деле – уже в 2013 году требовались вложения в ремонт. То есть бесхозяйственное отношение к имуществу могло загубить усилия Государства, вложившего в порт значительные средства.

Это показатель в первую очередь того, что ни муниципалитет, ни судовладельцы не могут полноценно выполнять мероприятия по поддержанию в рабочем состоянии портовой инфраструктуры. У них нет соответствующих специалистов, нет соответствующего опыта.

Напрашивается только один вывод: каждый должен заниматься тем делом, в чем он специалист, рыбак рыбу ловить, администрация создавать условия, специальные организации обеспечивать целостность и работоспособность инфраструктуры.

На сегодняшний день руководством ФГУП «Нацрыбресурс» были приложены титанические усилия для наведения порядка в Терминале и практически все вышеперечисленные проблемы уже решены.

Все причалы оборудованы отбойными устройствами. Восстановлены ливневые системы. Получены соответствующие лицензии. По всему периметру ковша установлена система видеонаблюдения.

Создана береговая служба обеспечивающая безопасность стоянки и швартовки-отшвартовки судов у причалов. Упорядочена работа с приемкой и утилизацией ТБО с судов и причалов. Организована работа по проведению любых погрузочно-разгрузочных операций. Восстановлено маячное сопровождение деятельности флота. Отрегулирована система работы с опасными грузами в Терминале.


В конце июня месяца 2016 года силами Северо-Курильского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» были завершены работы по монтажу освещения на причалы морского Терминала Северо-Курильск морского порта Невельск. И теперь, впервые в истории огни родного порта встречают рыбаков!


Но мы не останавливаемся на достигнутом и стремимся довести до совершенства начатое дело, чтобы обеспечить ведение деятельности через наши причалы максимально эффективно для тех субъектов, чей технологический процесс работы неразрывен с нашей инфраструктурой.



Северо-Курильский филиал ФГУП «Нацрыбресурс», рыбопромышленники Северных Курил и администрация Северо-Курильского городского округа создали рабочую среду взаимопонимания и сотрудничества. У всех трех сторон существует совершенно четкое понимание того, что без инфраструктурного комплекса, работающего без перебоев, любая дальнейшая деятельность на острове Парамушир становится невозможной.

Создали такие трёхсторонние объединения, как Рыбохозяйственный совет при администрации Северо-Курильского городского округа и Ассоциация «Рыбопромышленные предприятия Северных Курил». Они оказались абсолютно рабочими. На совещаниях поднимаются острые проблемы, с которыми сталкивается рыбохозяйственный комплекс, будь то электрообеспечение, отчистка дорог, тарифная политика, проблемы несовершенства нормативно-правовых актов и т.д. По итогам вырабатывается, как правило, единое решение, которое затем внедряется в действующие хозяйственные процессы.

Особое внимание развитию Северных Курил уделяется Правительством Сахалинской области. Так, во время рабочих поездок губернатора области О.Н. Кожемяко, заместителя Председателя Правительства Сахалинской области И.М. Быстрова были согласованы направления развития портовой инфраструктуры, необходимые для рыбодобывающих предприятий Северо-Курильского городского округа в случае увеличения объемов квот на вылов рыбы. Договорились решать вопросы развития комплексно, с учетом предложений каждой из сторон.


Пример Северо-Курильска, это пример, когда в процессе участвует всего 3 стороны – это органы самоуправления, рыбопромышленники и мы, обеспечивающие целостность и работу инфраструктуры. Каждый из нас занят своим делом, что и позволяет повышать эффективность совместной деятельности. Мы не панацея в решении всех проблем рыбопромышленного комплекса страны, пока мы не можем конкурировать с портами иностранных государств. Но, что совершенно точно, мы та гавань, куда рыбак может прийти, отстояться, разгрузиться и получить тот минимум обслуживания, который положен по закону, ему всегда отдадут предпочтение и не прогонят, чтобы освободить место под более выгодное судно или груз.

Источник: Пресс-служба ФГУП "Нацрыбресурс"