Выращенная рыба не так страшна, как ее малюют

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Выращенная рыба не так страшна, как ее малюют 17 Мар 2016

Выращенная рыба не так страшна, как ее малюют

Может ли Россия обеспечить себя рыбой? Какие виды рыбы добываются в основном в России? Почему отечественная рыбная отрасль утратила возможность добывать такую ценную рыбу, как тунец? С чего нужно начинать восстановление российской рыбной промышленности? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает советник гендиректора ФГУП "Нацрыбресурс" Вадим Брухис.

Россия способна обеспечить себя рыбой

— В последнее время мы много говорим о рыбе. Во-первых, потому что остро встала проблема продовольственной безопасности России. И одно это привлекает внимание к рыбным ресурсам. С другой стороны, доля рыбы в пищевом рационе человека всегда была очень важным показателем качества жизни: чем богаче страна, тем больше доля рыбы в рационе. Россия сегодня в состоянии обеспечить себя рыбными ресурсами хотя бы на уровне продовольственной безопасности?

— Россия вполне в состоянии сама обеспечить себя пресноводной и морской рыбой. В общей сложности сегодня на душу населения ее добывается около 22 килограммов. Вопрос сегодня стоит не в том, чтобы обеспечить соответствующий объем некоей рыбной белковой массы, а в разнообразии рыбной продукции, поставляемой на внутренний рынок, потому что каждый день одного минтая россиянин есть наверняка не будет. Да и вообще, у нас в стране, в отличие, скажем, от Японии, большинство людей не ест каждый день рыбу.

— Но мы еще и импортируем рыбу!

— Если брать за отсчет общую биомассу, то получится примерный паритет — завозим мы столько же, сколько отправляем на экспорт. Другое дело, что вывозим мы того же минтая, которого добываем очень много, а завозим в страну другую, более дорогую рыбу. В свое время это был, к примеру, норвежский лосось.

Импортируем также достаточно много искусственно выращенной рыбы из того же Китая, Вьетнама. Рыба эта вполне нормальная, безопасная для употребления. Но дикая рыба, конечно, полезнее.

— И вкуснее…

— На вкус и цвет товарищей нет. Вопрос в том, как эту рыбу приготовить.

Для ловли тунца нужны специальные суда

— А почему мы сейчас не ловим, например, такую популярную рыбу, как тунец?

— В свое время в СССР ловили и тунца. Но после перестройки предприятия, имевшие у себя тунцеловные суда, постепенно отказались от их эксплуатации. И сегодня в РФ нет ни одного тунцеловного судна, хотя прежде мы ежегодно добывали около 15-20 тонн этой рыбы.

В стране были две тунцеловные флотилии — одна была приписана к Калининграду, другая — к Владивостоку, в каждой имелось примерно по 10 тунцеловов.

— То есть, для лова тунца нужны специальные корабли?

— Да. Кошельковый способ добычи, применяемый при лове тунца, считается высокотехнологичным, поэтому и суда довольно сложные. После перестройки в РФ оставалось несколько средних тунцеловных сейнеров типа "тибия". Но на сегодняшний день они безнадежно устарели и стоят на приколе в портах Европы и Африки в совершенно непригодном состоянии.

— И кому они сейчас принадлежат?

— На этот вопрос я вам даже не отвечу — суда эти постоянно переходили из рук в руки. Знаю только, что два сейнера сейчас находятся в Гане, один или два — во Франции, один так и недоремонтированный — в Польше. Я не особо следил за их судьбой — как-то не было нужды.

Судостроение

— Ваши коллеги в своих интервью говорили, что "Нацрыбресурсы", образно говоря, последнее государственное звено в цепочке "судно — потребитель"…

— В ведении Федерального агентства по рыболовству, конечно же, находятся и другие учреждения: научные, учебные, рыбоводные организации, предприятия. Управление же портовым хозяйством и причальными сооружениями государством поручено двум организациям — "Росморпорту" и, соответственно, "Нацрыбресурсам".

На самом деле, корни этого разделения уходят еще в советскую историю — в союзные министерства морского флота и рыбного хозяйства. Сразу после окончания Великой Отечественной войны встал вопрос: как побыстрее накормить народ? Сельское хозяйство быстро не поднимешь, да и средств у страны на это тогда не было. Поэтому обратили внимание на рыбную отрасль.

На верфях ГДР и Польши для СССР начали строить большие партии судов. Они строились, конечно же, и в СССР: в Благовещенске, Хабаровске, Николаеве, Астрахани, Ейске, Азове, Калининграде, в Литве.

Сначала в ГДР начали строить небольшие суда класса "логгер". Потом перешли на средние рыболовецкие траулеры. А где-то в середине 1950-х годов в советский флот пришел и первый большой морозильный рыболовецкий траулер. Это был уже так называемый траулер кормового траления. Трал на нем спускался не как было принято до того — с борта, а через корму. Это облегчало его спуск, выборку, освобождение от улова. В общем, это было новое слово в промысловом судостроении.

Рыбопромысловая наука

— Где в послевоенные годы ловили рыбу: в Мировом океане или близких морях?

— В 1940-е годы промысел велся, в основном, в Азовском, Каспийском, Аральском морях, которое сейчас, к сожалению, совсем деградировало. В относительно небольших количествах рыбу ловили на Дальнем Востоке, в основном, лососевых пород. Ловили и в Мурманске, но тоже немного, "брали" треску, камбалу.

На Севере работали, в основном, траулеры-паровики, ходившие на угле. Построены они были, по-моему, в Германии. Потом их потихоньку начали переводить на мазут. После войны в Мурманск прибыло по репарации значительное количество рыболовных траулеров из Германии.

— А, например, финские суда?

— Финских судов вообще было немного. Финны, в отличие от других балтийских стран, промышленным морским рыболовством всегда занимались в небольших объемах. Это в прибалтийских республиках промысел салаки, кильки, некоторых других видов считается традиционным.

Когда Калининградская область вошла в состав СССР, там тоже начали активно развивать рыболовный флот, опять же за счет судов, построенных на верфях в ГДР и Польше. Развивали очень активно, и в итоге Калининградская область, точнее, ее "рыболовная составляющая" стала давать четверть всего объема вылова в РСФСР.

Калининградцы вели лов, в основном, за пределами юрисдикции СССР — у Африканского побережья, в Северной Атлантике, у побережья Канады, США. Другими словами, "ходили" вслед за рыбными косяками по Мировому океану.

Параллельно в СССР развивалась и рыбопромысловая наука. Начиналась она с изучения рыбных запасов. Первые рыболовные станции были открыты в Приморье и Мурманске. В 1921 году на проблему взглянули шире: появился первый морской плавучий институт, так называемый "Плавморнин", в 1922 году в плавание отправилось исследовательское судно "Персей" — работы велись конкретно в интересах рыбной отрасли.

Тем более что опыт морского тралового промысла у России уже был: им занимались и на Дальнем Востоке, и в заливе Петра Великого в Мурманске. Рывок в "траловом" освоении морских водоемов тогда пришелся на 1923-1925-е года.

— И второй рывок был уже после войны?

— Да, сразу после ее окончания — в 1946 году.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов, Беседовал Саид Гафуров

Источник: Правда.Ру